gototopgototop

На Казанскую. В День единства

праздник Казанской иконы Божией Матери праздник Казанской иконы Божией Матери

 

Праздник Казанской иконы Божией Матери традиционно широко отмечается на Руси. Не стал исключением и последний праздник в Саракташе, где состоялись сразу три Божественные литургии.

Наиболее многочисленной по числу верующих получилась праздничная служба в Свято-Троицком соборе Обители Милосердия, где правый придел освящён как раз в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь можно было заметить молящихся не только из районного центра, но и из Оренбурга.

Таинство Покаяния совершают иереи Сергий Леско и Владислав Наумкин Таинство Покаяния совершают иереи Сергий Леско и Владислав Наумкин Таинство Причастия совершает иерей Николай Клигун Таинство Причастия совершает иерей Николай Клигун

у Царских врат у Царских врат
Божественную литургию совершал иерей Николай Клигун в сослужении диаконов Василия Бадюла и Виктора Довмата. Таинство Покаяния совершали протоиерей Александр Михайлов, иереи Сергий Леско и Владислав Наумкин. Пел хор Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия под управлением Галины Олейник.

после Исповеди после Исповеди

 

В Никольской домовой церкви, где молились дети семьи Николая и Галины Стремских, а также монахини Дома Милосердия, Литургию совершал иерей Василий Чернов. Здесь звучали голоса сразу двух хоров – Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского под управлением Елены Корнеевой и детей семьи Стремских под управлением Анастасии Бадюл.

 

Проповедь отца Николая Клигуна Проповедь отца Николая Клигуна в Свято-Троицком соборе в Свято-Троицком соборе

 верующие подходят ко Кресту верующие подходят ко Кресту на службе в Никольском храме на службе в Никольском храме

Также престольный праздник был и в Черкасской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Несмотря на то, что данный храм является неотапливаемым, на службу собрались верующие этого «пригорода» Саракташа.

Божественную литургию в этом храме совершал иерей Сергий Бадюл. Пел сборный хор под управлением Анастасии Зерновой.

По окончании службы священники обратились к верующим Саракташа и Черкасс с проповедью, в которой напомнили, что праздник в честь Казанской иконы Божией Матери как ни один другой связан с таким мирским праздником как День народного единства.

Священники напомнили, что исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время – период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, – было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. Казалось, что Православие не могло выжить в таких условиях.

Однако в это тяжелое для России время Патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» – писал Патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами ополчение фактически распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городском сходе он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством Православия и национального единства.

Уверенность, что именно благодаря Казанской иконе Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за её помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Священники также отмечали, что, хотя сегодня в России нет ничего подобного событиям 1612 года – народное единство нам необходимо как никогда. Поскольку в мире до сих пор существуют силы, желающие разделить и уничтожить нашу страну. И лишний пример тому – события на Украине, с которой у многих жителей России тесные родственные связи.

 
Православный календарь