gototopgototop

По святым местам Башкортостана

Встреча саракташских паломников в Покрово Эннадском мужском монастыре Встреча саракташских паломников в Покрово Эннадском мужском монастыре
Ни для кого не секрет, что граничащий с Оренбуржьем Башкортостан на всю страну славится своими богатыми недрами, дремучими лесами, завораживающими горными пейзажами, живописными озерами, реками и речушками, курортами с целебными минеральными источниками, кумысом и медом всевозможных сортов, за которым приезжают даже из-за границы.

Людей же православных он привлекает еще и множеством святых мест, где можно помолиться, попросить помощи и исцеления. Два таких места – Покровский мужской монастырь и источник Табынской иконы Божией Матери – посетили саракташские паломники.

У новой раки матушки Зосимии Эннадской У новой раки матушки Зосимии Эннадской Поездка по святым местам Башкортостана, уже вторая за это лето, состоялась 13 июля. Как и в прошлый раз организовал и возглавил ее клирик Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерей Николай Клигун.

Первой остановкой в этом незабываемом путешествии стал Покровский мужской монастырь. Святая обитель, образованная в конце XIX века местными помещиками Дмитрием и Софьей Эннатскими, находится в Федоровском районе, неподалеку от села Дедово. Встречать паломников из соседнего с Башкирией Оренбуржья вышел сам наместник монастыря игумен Николай (Чернышев). Хотя батюшка утверждает, что их игуменьей, также как и в начале XX века, когда монастырь был женским, является преподобная Зосима Эннатская. «Матушка Зосима», – так ласково называет святую батюшка.

игумен Николай беседует с саракташцами игумен Николай беседует с саракташцами В Покровском храме мужской Обители В Покровском храме мужской Обители

Он же поведал гостям монастыря о том, как в возрасте шестидесяти лет уроженка села Сенцовка Оренбургской губернии Евдокия Яковлевна Суханова (так звали преподобную в миру) пришла в Покрово-Эннатский женский монастырь, где и приняла постриг в мантию с именем Евникия.

Житие святой повествует, что она неоднократно пешком ходила в Иерусалим. Во время одного из таких паломничеств, когда она шла по одной из улиц святого города, ее подхватил на руки какой-то огромного роста юродивый, восклицая при этом: «Зосимия, Зосимия, Зосимия! Тебя в схиму будет постригать Андрюша Уфимский, князь Ухтомский!» Когда наступило время всеобщего гонения на Церковь, случилось же это приблизительно в 1919 году, матушка Евникия приняла великую схиму с именем Зосима. Постриг, как и предсказывал юродивый, совершил епископ Уфимский и Мензелиновский Андрей Ухтомский (на Уфимской кафедре был с 22 декабря 1913 года по 1920 год). С принятием схимы она уже до конца своих дней спала в кипарисовом гробу, привезенном ею из Иерусалима. В этом-то гробу втайне от всех ее и перевозили из деревни в деревню местные власти, недовольные тем, что к ней, удостоившейся от Господа дара прозорливости и исцеления, всегда стекалось множество народа. И всем она старалась помочь.

Так старица дважды помогала отошедшему в этом году ко Господу наместнику Свято-Андреевского мужского монастыря (что в селе Андреевка Саракташского района Оренбургской области) схиархимандриту Серафиму (в миру – Михаил Томин). В первый раз, когда Мишенька был совсем маленьким, матушка Зосима исцелила ему ножки, во второй – указала, кто украл у его отца казенного коня, чем спасла главу семьи от тюрьмы, а все семейство от голодной смерти. Она же предсказала Мишеньке и младшему из его братьев монашество.

Молебен матушке Зосимии Эннадской Молебен матушке Зосимии Эннадской У свечницы У свечницы

Усматривая в поведении старицы некие «странности», представители новой власти не оставляли ее в покое, издевались над ней: приставляли к виску пистолет и со словами «Молись, старая ворона, сейчас ты отправишься к Своему Богу» спускали курок. Всякий раз оружие было незаряженным, и матушка Зосима оставалась жива, однако, как говорит наместник монастыря игумен Николай (Чернышев): «Какое человеческое сердце такое выдержит!?»

Вследствие постоянных стрессов у матушки развилась сердечная недостаточность, а потом она и вовсе заболела водянкой. Будучи прозорливой, она заранее знала, когда придет ее смертный час. «Когда родилась, тогда и умру» – частенько говаривала она, а окружающие, слушая ее, недоумевали. Все стало понятно, когда матушка Зосима отошла ко Господу. Это случилось 1 марта 1935 года, в день ее рождения, – сто пятнадцатого по счету. Ныне святые мощи ее пребывают в единственном уцелевшем в годы безбожной власти монастырском строении – Покровском соборе.

Поклонение матушке Зосимии Поклонение матушке Зосимии Елеопомазание после молебна Елеопомазание после молебна

Собору насчитывается уже более 110 лет. Сейчас он заново расписан стенописцем Владимиром Никаноровым и его дочерью. Надо сказать, что роспись собора восхитительна. От некоторых настенных изображений просто невозможно отвести взор. Такими, к примеру, являются изображения Господа, скорбно взирающего на Землю с небесных высот или же стучащего в дверь сердца человеческого. А как прекрасна Царица Небесная, стоящая в окружении ангелов с Божественным Младенцем на руках. Это образ Божией Матери «Благодатное небо».

Центральный престол собора освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, правый предел – в честь всех святых, в земле Уфимской просиявших, левый – в честь святой преподобной Зосимы Эннатской. С молебна перед ракой с мощами преподобной и началось пребывание саракташских паломников в Покровском монастыре.
Помимо собора саракташцы побывали в крестильном храме князя Владимира, венчальном храме княгини Ольги, большом трапезном храме Архангела Михаила. Все они имеют хорошую акустику. Убедиться в этом паломники смогли, услышав как читает здесь молитву «Отче наш» игумен Николай.

У храма Табынской иконы Божией Матери У храма Табынской иконы Божией Матери В крестильном храме князя Владимира В крестильном храме князя Владимира

На территории Покровского мужского монастыря саракташцы имели возможность видеть надгробный памятник Эннатским – Дмитрию Васильевичу (1840-1886) и Софье Владимировне (1849-1899) – тщанием которых в конце XIX века строилась и обустраивалась обитель. Памятник был чудом найден среди разгромленных руин монастыря и установлен в предположительном месте упокоения местных помещиков и храмоздателей.

Пришло время паломникам отправляться в дальнейший путь. Узнав об этом, отец наместник настоял на том, чтобы перед дальней дорогой его гости немного подкрепились – сухариками и компотом. Верно говорят, хоть монастырская пища и лишена изысков, а тем не менее очень вкусна! А все потому, что стряпают монахи и трудники монастыря с молитвой на устах! Наверняка таких хрустящих сухариков и такого сладкого ягодного компота саракташцы ни разу в жизни не пробовали! Прощаясь, игумен приглашал паломников приезжать снова. «Можно даже какое-то время пожить в монастыре, помолиться, потрудиться во Славу Божию», – сказал батюшка.
Следующей остановкой в поездке по святым местам Башкортостана стал Красноусольск. Многие верующие Уральского края знают о нём как месте явления чудотворного образа Божией Матери «Табынская».

У Иконостаса венчального храма У Иконостаса венчального храма В храме Архангела Михаила В храме Архангела Михаила

Случилось это приблизительно в 1570-х годах. По легенде иеродиакон Вознесенской пустыни Амвросий, проходя как-то мимо солёного источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Посчитав эти слова искушением, он постарался не обращать на них внимания. Однако на третий день, проходя там же, вновь услышал тот же глас: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Осмотревшись, монах увидел на большом камне икону Божией Матери. Камень нависал над двумя источниками. Один из них был солёным, а другой совершенно пресным. Амвросий поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили её в храме. Но наутро иконы там не оказалось. Стали искать и обнаружили её на монастырских вратах. Монахи вернули икону в храм, но утром она снова была на том же месте. Тогда они построили над вратами часовню, где и стали усердно молится ей.

Место, где явилась икона легко узнать. Это небольшая пещерка с широким входом, по сути, грот, у которого всегда полным-полно верующих. Они ставят свечи и читают акафист Заступнице. По прибытии в Красноусольск направились туда и саракташские паломники.

В Покрово-Эннадском мужском монастыре В Покрово-Эннадском мужском монастыре Саракташские паломницы перед омовением в источнике Саракташские паломницы перед омовением в источнике

Поставив свечи и помолившись, они поднялись к расположенному над гротом монастырскому храму Табынской иконы Божией Матери. Церковь эта интересна тем, что там имеются две копии с чудотворного образа иконы Божией Матери Табынской, а также деревянный крест с частицей земли с места, где уничтожали тела святых царственных мучеников (Ганина Яма).

Фрагмент росписи Покровского храма Фрагмент росписи Покровского храма Знаменитые красноусольские уточки Знаменитые красноусольские уточки

После посещения храма саракташцы отправились купаться. Делать это можно в любом месте реки Усолка, поскольку Святые ключи впадают в неё в нескольких местах! Зимой речка не замерзает, возможно, поэтому там обосновалась стая уток. Пернатые выпрашивают у туристов еду, а в благодарность за трапезу позируют перед фотокамерами. Но большинство туристов и паломников предпочитают все-таки купальни! Они, во имя Отца, Сына и Святаго Духа, трижды окунаются в воду, осеняя себя крестным знамением. Повсюду стоит стойкий запах сероводорода, содержащегося в воде, но это никого не смущает! Напротив, все охотно окунаются, а еще набирают воду в бутылки, видимо, для того чтобы искупать по возвращении домой своих близких!

У купели У купели У старой раки с мощами матушки Зосимии Эннадской У старой раки с мощами матушки Зосимии Эннадской

У грота   места явления Табынской иконы Божией Матери У грота места явления Табынской иконы Божией Матери

 

Набрали с собой воды и саракташцы, а затем двинулись в обратный путь, любуясь из окна автобуса на то, как вечерний закат освещает дремучие леса, завораживающие горные пейзажи, живописные озера, реки и речушки! Хороша ты, земля Башкирская, но своя, Оренбургская, все же лучше!

 
Православный календарь