gototopgototop

Обмен историческим опытом в православной гимназии

Во время экскурсии в музее Во время экскурсии в музее

1 марта в Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского прошел ежегодный районный семинар учителей истории.

Перед началом семинара его участники, многие из которых впервые оказались в стенах единственной в Саракташском районе православной гимназии, посетили церковно-археологический музей и побывали на открытом уроке.

Сам урок с целью аттестации на высшую квалификационную категорию проводила в седьмом классе преподаватель гимназии Елена Кравцова. Тема урока: «Перелом в Северной войне», которую Россия в начале XVIII века вела со Швецией за выход к Балтийскому морю. «Сегодня у нас необычный урок, – обратилась к учащимся Елена Васильевна, – потому что к нам пришли гости!» Не исключено, что именно эти слова педагога послужили отличным стимулом для активной работы гимназистов на уроке. Они так уверенно отвечали на вопросы учителя, касающиеся пройденного материала, что создавалось впечатление, будто они лично присутствовали при первом сражении Северной войны под Нарвой. В этой битве еще молодая и неопытная армия Петра I была разбита молодым шведским королем Карлом XII (на то момент русский царь отъехал в Новгород, а армией управлял иностранец герцог де Кроа, который со всем штабом ещё до решающих событий сдался в плен).

Фото на память в церковно-археологическом музее Фото на память в церковно-археологическом музее Ответ учащегося Ответ учащегося

После объяснения учителем новой темы ученики наверняка живо представили как оба монарха перед генеральным сражением Северной войны – Полтавской битвой – совершали смотр своих армий и обращались к солдатам. «Воины! – восклицал тогда самоуверенный Карл. – Я призываю вас овладеть этой землей, ее богатствами!» Триста лет прошло, но разве что-то изменилось?

Урок проводит преподаватель истории Елена Кравцова Урок проводит преподаватель истории Елена Кравцова Во время открытого урока Во время открытого урока

Ныне также предпринимаются попытки овладеть нашей землей, а точнее – нашими богатствами. Но война против России сейчас ведется уже не на полях сражений, где всякий «кто с мечом к нам приходил» непременно бывал «бит, как швед под Полтавой», а проходит через души людей, через внедрение в наше сознание чуждых идей, которые мы, как выяснилось, не можем отбросить, используя святоотеческое наследие, и несём реальные потери в населении.

Не менее отчетливо гимназисты имели возможность представить и то, как будущий император Всероссийский Петр I взывал к патриотическим чувствам русских солдат:

– Пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу Веру и Церковь. Имейте в сражении перед собой Правду и Бога, защитника вашего. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога. Жила бы только Россия во славе и благоденствии для благосостояния вашего.

Чей призыв достиг своей цели нам хорошо известно из школьного курса истории. Полтавская битва, определившая последующий благополучный для России исход Северной войны, завершилась убедительной победой русской армии.

Молитва по окончании занятия Молитва по окончании занятия Учителя обмениваются мнениями Учителя обмениваются мнениями

Гости, присутствовавшие на открытом уроке, высоко его оценили. Анализ урока проводился с точки зрения формирования у учащихся универсальных учебных действий (так теперь оцениваются все уроки). Коллеги Елены Кравцовой отметили, что на уроке хорошо были подобраны задания, проводилась работа с атласом и контурными картами, использовалась интерактивная доска, читались стихи А.С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье», «И грянул бой, Полтавский бой».

Основной темой районного семинара стали те самые универсальные учебные действия, а проще говоря – способность учащегося учиться самостоятельно.

– Сейчас 60 процентов времени урока дети должны работать самостоятельно, – заметила одна из участниц семинара, - и потому перед нами, учителями, встает проблема – нехватка времени на проверку домашнего задания.

Несомненно, стремление научить ребенка учиться самостоятельно не только в школьном возрасте, но фактически всю его жизнь в постоянно меняющемся обществе – намерение исключительно благое. Однако благими намерениями, как говориться, устлана дорога в ад. Ведь если учить ребёнка самостоятельной работе, но при этом проверять домашние задания поверхностно, то как узнать – усвоил ли ученик пройденное?..

Выступление учителя Выступление учителя Семинар учителей истории Семинар учителей истории

Заслушав несколько докладов, касающихся дистанционного обучения, педагоги поблагодарили проректора Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского Татьяну Игнатьеву за оказанное по отношению к ним гостеприимство, а учителя истории Елену Кравцову за прекрасно проведенный ею открытый урок. В качестве памятного подарка гости получили экземпляр последнего номера журнала «Православный духовный вестник Саракташского благочиния».

 
Православный календарь